Электронная подпись в электронных торгах
Электронная подпись для электронных торгов и аукционов
«Если мы хотим создать единое элeктронное пространство,
то не должно быть экономического сепаратизма.
Должна быть единая система торгов, чтобы предприниматель из Приморского края
мог заходить на торги в Калининграде со своего домашнего компьютера»
Игорь Артемьев, Глава ФАС России
В последнее время, как известно, все большую обеспокоенность вызывает возможное искажение информации в любой сфере бизнеса. Громкие скандалы по утечке информации в банковской сфере - яркое тому подтверждение. Страдают клиенты, партнеры и репутация фирм, которую, порой, невозможно восстановить.
Радикальный способ защиты от этих волнений - применение криптографического шифрования, то есть использование электронной подписи (ЭП) в различных сферах деятельности организаций и физических лиц.
Правовые условия использования электронной цифровой подписи в электронных документах регламентирует Федеральный закон Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи". В этом законе установлены особенности использования электронной подписи в сферах государственного управления и в корпоративной информационной системе. Определение ЭП закон дает следующее: «ЭП – реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа ЭП и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа электронной подписи, а также установить отсутствие искажения информации в документе»
Применение ЭП в информационном документообороте между поставщиками, торговыми площадками и заказчиками – сформировавшаяся тенденция последнего времени, так как такой способ передачи информации позволяет оперативно решить все рыночные вопросы и защитить стороны от возможной утечки информации. Применение ЭП при этом обеспечивает:
- Конфиденциальность: благодаря ЭП обеспечивается достоверность, конфиденциальность передаваемой информации и неизменность ее содержания. Благодаря ЭП, передаваемые данные, не могут быть изменены или подделаны: документ зашифровывается Вами и расшифровывается только получателем документа. Владельцем ключа ЭП с Вашей стороны и со стороны организации-получателя может быть только уполномоченное лицо, назначенное непосредственно руководителями (или же сам руководитель), что практически полностью исключает «человеческий фактор».
- Снижение затрат: документооборот на основе ЭП значительно снижает затраты на переписку, а также издержки на доставку документов. Значительно сокращается время на отправку документов и нет переживаний о сроках их доставки.
- Юридическая значимость: электронная подпись обеспечивает юридическую значимость документов согласно ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Это дополнительный вклад для повышения степени доверия к Вашей организации.
Благодаря ЭП многие российские компании теперь осуществляют свою торгово-закупочную деятельность в Интернете, через системы электронной торговли (далее – система), обмениваясь с контрагентами необходимыми документами в электронном виде, подписанными электронной подписью. Это значительно упрощает и ускоряет проведение конкурсных торговых процедур.
Использование ЭП для электронных торгов позволяет:
- иметь быстрый выход на поставщиков/заказчиков вне зависимости от их месторасположения;
- снизить затраты на предоставление конкурсной документации (временные и финансовые);
- полностью владеть информацией о проводимых торгах и аукционах за счет автоматического уведомления о конкурсах и их поэтапном проведении;
- приравнять по юридической значимости электронные документы, используемые в системе, к традиционным бумажным документам;
- организаторам процедур – подписывать ЭП объявление конкурсов, аукционов и размещение объявлений;
- организаторам конкурсов – заверять загружаемую в систему конкурсную документацию;
- участникам конкурсов – заверять загружаемые в систему конкурсные заявки;
- использовать для обеспечения конкурсных заявок Электронную Банковскую Гарантию;
- оптимизировать процедуру для подготовки, учета и хранения электронных документов;
- обеспечить целостность и подлинность документов;
- обеспечить однозначное установление авторства документов, используемых в торгах и аукционах;
- исключить возможность подделки подписи и подписанных документов;
- уменьшить число конфликтных ситуаций, возникающих при некорректной отправке конкурсных заявок и файлов с ценами для переторжки.
Защита электронного документа в системе обеспечивает:
- подтверждение того, что документ исходит от конкретного пользователя системы (подтверждение авторства документа);
- проверку подлинности и целостности документа;
- предотвращение несанкционированного доступа к документу в процессе информационного обмена;
- идентификацию пользователя системы, подписавшего документ.
На сегодняшний день в России действует более 100 торговых электронных площадок, они предоставляют свои услуги для ведения электронной коммерции поставщикам и покупателям тысяч видов продукции и товаров различных производителей и отраслей использования.
Для участия в таких торгах и аукционах поставщик/заказчик должен иметь только компьютер с выходом в Интернет, ЭЦП и необходимое программное обеспечение.
В России юридически значимый сертификат ЭП выдаёт Удостоверяющий центр. Крупные Удостоверяющие центры (УЦ), такие как ООО «Компания Тензор», ФГУП НИИ «Восход», ЗАО «Удостоверяющий центр ekey.ru» и др. имеют сеть сервисных центров (СЦ) во всех регионах РФ, куда предприятие также может обратиться за созданием ЭП. Изготовление для юридического лица ЭП производится в следующем порядке:
-
для создания электронной подписи организация предоставляет СЦ следующие документы:
-
копию выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) давностью не более 30 дней, заверенную налоговым органом по месту учета или нотариусом;
-
паспорт уполномоченного сотрудника организации и копию паспорта («разворот с фотографией»), заверенную руководителем организации;
-
копию приказа о назначении уполномоченного сотрудника на занимаемую должность, заверенную руководителем организации.
-
-
организация-заказчик заключает договор с СЦ и УЦ на изготовление электронной подписи и указывает виды торгово-закупочных площадок, на которых будет применяться ЭП.
-
СЦ предоставляет организации-заказчику специализированное программное обеспечение для создания запроса на сертификат электронной подписи и формирования заявления на создание ЭП от уполномоченного сотрудника.
-
СЦ проводит экспертизу предоставленных организацией-заказчиком данных и формирует поставку ЭП.
В поставку ЭП входят:
-
электронный USB-носитель ключа ЭП, содержащий электронную цифровую подпись организации-заказчика,
-
CD-диск с программным обеспечением (ПО) криптографической защиты информации,
-
инструктивные, обучающие и информационные материалы по установке и настройке ПО и ЭП на компьютере организации-заказчика,
-
бухгалтерские документы по оформлению услуги.
Обычно СЦ и УЦ предоставляют возможность консультационного и технического сопровождения использования ЭП.
Стоимость изготовления ЭП для электронной коммерции сегодня определяется комплексом предоставляемых услуг, требованиями и правилами использования ЭП на конкретных электронных торговых площадках и колеблется от 3 до 7 тыс. руб.
Сфера применения ЭП расширяется в России с каждым днем. Совершенствуется законодательство в этой области. Уже сегодня свою ЭП предприятие может применить и для покупки оборудования на одной электронной площадке, и для продажи своих товаров на другой площадке, и для отправки бухгалтерской отчетности в контролирующий орган, и для личной конфиденциальной переписки. И это еще не весь перечень использования ЭП в деловой жизни организации.
Исполнительный директор ООО «Арча-сервис»
Барыкина Любовь Анатольевна
тел. (343) 257-23-56, 257-05-26
e-mail: servis@archa.ru, skype: archa-serv.
По вопросам приобретения Электронной подписи обращайтесь:
Менеджер Рудакова Людмила Николаевна, (343) 328-92-08
Менеджер Вяцкова Анна Николаевна, (343) 361-22-75
Менеджер Чудаева Юлия Михайловна, (343) 219-46-26